Наша компания, ставя перед собой задачу выполнять ремонт АКПП максимально качественно и в кратчайшие сроки, неизбежно столкнулась с необходимостью проверки не только механической и гидравлической части АКПП, но и управляющей трансмиссией электроники.
Кроме того, не все автомобили, владельцы которых обращаются в нашу компанию для устранения проблем, связанных, по их мнению, с неисправностями в автоматической трансмиссии или системе управления ею, действительно имеют такие проблемы.
Для наиболее достоверного определения неисправностей автоматической трансмиссии до начала ремонта мы проводим комплексное техническое диагностирование автомобиля и АКПП. Диагностирование выполняется в два этапа. На первом этапе производится опрос владельца с целью определения заявленной неисправности, внешний осмотр АКПП и ее системы охлаждения, проверяется уровень ATF , считываются коды неисправностей в памяти блоков управления АКПП и двигателя, проверяются параметры работы датчиков. На втором этапе проводится тестовая поездка (test-drive) для проверки работы АКПП в штатных режимах движения.
Диагностика АКПП представляет собой следующие этапы:
- Считывание кодов ошибок при помощи специального оборудования (компьютерная диагностика);
- Анализ качества и проверка уровня ATF (трансмиссионного масла) ;
- Осмотр корпуса трансмиссии на наличие подтёков ATF;
- Проверка работы трансмиссии в различных режимах работы (тест-драйв)
- Проведение замера давления в АКПП (при наличии соответствующего технологического отверстия) ;
- вскрытие поддона акпп,осмотр продуктов износа (в поддоне).
Существует много разных методов диагностики, но мы остановимся на основных, позволяющих провести первичную оценку состояния АКПП для принятия решения о более серьёзном вмешательстве:
1. Уровень и состояние масла. Уровень должен соответствовать рискам на щупе при определённой температуре. Масло на запах не должно отдавать резкой гарью, должно быть чистого красного цвета (возможно небольшое потемнение) и при растирании на пальце со щупа не должно быть заметных примесей. Если масло слито в емкость, то при перемешивании его не должно оставаться разводов белесого цвета.
2. Время готовности. Прогреваем двигатель до нормальных оборотов холостого хода. Стоя на тормозе переключаем N-->D и N-->Dh и засекаем время до толчка, свидетельствующего что автомат включился, это время должно быть 0,5с...1с. Аналогично переключаем N-->R и тоже засекаем время, должно быть менее 1,2с. Время большее указанного свидетельствует об износе фрикционов. Аналогично N-->Dh. На автомобилях Toyota эти времена больше на 0,2...0,3с.
3. Тест на дороге. Для проведения этого теста необходим желательно ровный и прямой участок свободной дороги.
- проверьте положения селектора и индикацию его на панели приборов.
- переключите селектор в D. Ускоряйте, а потом замедляйте машину при полном и половинном открытии дроссельной заслонки. Удостоверьтесь, что идет переключение 1-->2, 2-->3, 3-->4 и 4-->3, 3-->2, 2-->1.
- при движении на 4-ой передаче переключите селектор в положение S и удостоверьтесь, что немедленно произошло переключение 4-->3.
- Включите режим Dh. Проверьте, что идет переключение 2-->3 и 3-->2 и нет включения 1 и 4.
- Замедляйте машину. Удостоверьтесь что идет торможение двигателем на 3 и 2 передачах при открытии дроссельной заслонки на 1/8 или меньше.
- при движении на 2, 3 и 4 передачах удостоверьтесь, что не слышно необычного шума (скрежета) или вибрации при легком нажатии на педаль газа в диапазоне 40...60 км/час.
4. Диагностика по кодам. Необходимо отыскать диагностический разъем под капотом двигателя и в нем соединить перемычкой контакты TAT и GND. Включить зажигание (двигатель не заводить). Лампочка HOLD должна загореться один раз на несколько секунд и погаснуть. Если после этого она продолжает вспыхивать длинными или короткими импульсами АКПП нуждается в ремонте. В течение эксплуатации автомобиля возникают такие случаи, когда при заводке его напряжение в сети резко падает (при слабом аккумуляторе, при плохих контактах на его клеммах и т.д.). В этом случае в компьютерах как АКПП, так и двигателя появляются ложные коды.
5. Диагностику механической части АКПП можно проводить без её демонтажа с автомобиля путем подключения манометра к АКПП и проверки линейного давления во всех режимах. Но здесь требуется специальное оборудование и должно проводиться в специализированных мастерских.
6.Диагностика с помощью считывания кодов диагностическим сканером. Что такое коды? Почему мигает лампочка “OD OFF”, “Hold”, “S” или “Check AT”? Почему отсутствуют переключения передач?
Ремонт АКПП всегда следует начинать с проведения полной и всесторонней диагностики, в ходе которой часто бывает необходимо проведение пробной поездки ("test drive"). В ходе проведения проверяется работоспособность АКПП на всех режимах. На автомобилях имеющих электронные блоки управления (ЭБУ) двигателем и АКПП необходимым является проведение компьютерной диагностики электронных и электрических компонентов. Очень часто причина неисправности находится не в самой коробке передач, а в цепях управления ею (например, жгут электропроводов).
При диагностике автомобиля считываются коды ошибок из памяти блоков управления двигателем и АКПП, оценивается правильность показаний датчика положения дроссельной заслонки (TPS), датчика температуры рабочей жидкости АКПП (ATF), положение селектора АКП.
Во время проведения визуального контроля проводится измерение уровня рабочей жидкости (ATF) и трансмиссионного масла в главной паре (для некоторых типов АКПП). Коробка передач осматривается на предмет наличия течей жидкостей и механических повреждений.
После перечисленных операций зачастую возникает необходимость проведения гидравлической диагностики. Она включает в себя измерение давлений рабочей жидкости в одном или нескольких контурах гидравлической системы АКПП, что дает возможность поставить более точный "диагноз".